И ежики туманные в глазах

Проблема гораздо шире, чем можно судить по одному случаю. Ведь тот удар, который автор «Ежика в тумане» нанес общественности прогрессивной, общественности патриотической тоже отлично знаком. Когда твой любимый актер, режиссер, писатель, на чьих фильмах и книгах ты воспитывался с детства, вдруг говорит тебе, что ты фашист, потому что радуешься присоединению Крыма. Что твоя скорбь по погибшим в Одессе фальшива и навеяна телевизором. Что тебя надо срочно нагнуть и цивилизовать.

Поскольку наша творческая интеллигенция тяжко больна либерализмом вот уже третий век подряд, то для общества такие удары куда привычнее, чем для самой интеллигенции. Вот какой-нибудь бард в советское время пел трогательные песни про войну, а теперь говорит, что лучше бы победил Гитлер и все пили бы баварское. Вот какой-нибудь режиссер, который снимал трогательные фильмы о маленьком человеке, на чем и разбогател, теперь называет маленького человека лузером и нищебродом, подавая ему в качестве приветствия мизинчик. И что с этим со всем делать прикажете?

У нас есть общее советское наследие. И с его официальной частью, и с его неофициальной частью, подпольной, и с его частью полуофициальной. До середины нулевых оно принадлежало всему обществу в целом. Людям разрешалось быть аполитичными, творцам — тем более, но даже те или иные политические предпочтения никакой печати на человека не накладывали. «За кого голосовал? — За ЛДПР. — С ума сошел? — Давай наливай, как там дети?» Теперь от такого не осталось и следа. Крым или наш, или не наш. Путин или агрессор, или защитник. Все раскололось.

А к этому ко всему добавилось еще и то, что мы живем в мире постмодерна. Все, даже его противники. Нет больше иерархии, моральных авторитетов. «Я сам себе и небо, и Луна». Говорящие головы обслуживают интересы публики, а не ведут за собой. Общественно-политическая позиция в нашем тревожном мире ценится больше, чем мастерство и талант. Собственно, она же талант и определяет. Что? Он не за Крым? Да он никогда мне не нравился, бездарь, сразу видно. Вспомните, что говорили о том же Норштейне многие наши патриоты тогда, когда он еще не выпал из либеральной обоймы. Говорили, что снимал псевдозначительные наркоманские мультики. Кому это нравилось? То есть, говорили именно то, что о Норштейне теперь говорят либералы. Зато для патриотов он сделался сразу же своим парнем. Гением, которого травят.

Остальное - здесь.
Но и меня Борис Борисыч Гребенщиков разочаровал сильно.
Не следовало. Но мне БГ интересен как музыкант и певец, а не как человек с теми или иными политическими взглядами.

Кстати, тот же БГ после присоединения Крыма на интервью, по-моему, Радио Свобода на вопрос о том, русский или украинский Крым, сказал, что в Крыму бывал, но украинцев там не видел.
30 лет назад - это начиная с 1986.

Не соглашусь. В 1991 г. был записан, на мой взгляд, один из самых сильных его альбомов - "Русский альбом". Совершенно удивительный диск 1998 г. с Deadушками - насколько полно раскрываются старые вещи в электронной обработке. Да и просто хороших альбомов после 1986 было много, зря Вы так...
Да, это очень верно. К сожалению, с обеих сторон баррикад.

Все с упоением цитируют Гафта:
"Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова"

А вторую строфу
"Великолепно! В самом деле Всегда играет на пределе"
почему-то начисто забывают.
При том, что после каждого очередного ахеджака появляется стройный хор чересчур усердных патриотов и на все лады распевает, какая, дескать, она бездарность и плохая актриса. А первую строфу приведенной мной эпиграммы Гафта приводит в подтверждение.
Эх, во времена войны одним попом на двух стульях не усидеть. Это глубоко внутри: свой-чужой. Единственное, мы и правда привыкли, что многие и многие интеллигенты (господи, кто ж им сказал-то о том, что они - интеллигенты?) с удовольствием плюют в лицо людям роют корни дуба, с которого питаются. И потому особо не жалуемся. А может, потому они еще и живы. И даже неплохо питаются. Но чем ближе военный ветер, тем всем нам неуютнее делить стул с врагом. Даже если этот стул он и раскрасил (зато я его сколотил).
Норштейн удивил, честно. Но доверия все едино уже нет. И с каждым словом наших Властителей Дум становится все меньше и меньше. Развидеть уже не получается. Придется снова научиться отделять творцов от их творчества. Сдается мне - человек отдельно, искра же Божья - отдельно. И думать придется заново приучаться своим умом.
Я не понимаю, решительно не понимаю почему интеллигенции, особенно творческой, приписывают какие-то особые душевные качества и обижаются на нее за то, что не оправдала надежд? Творческий человек такой же человек, как и остальные, только одарен больше в своей сфере деятельности. Не более и не менее. Талант не предполагает какую-то особенную высокоморальность. Возможно, даже наоборот. Еще Достоевский сомневался человек ли обладает талантом, или же талант человеком. )) Мне такая точка зрения наиболее близка, поэтому на выходки творческих с их гражданской позицией уже как-то разделять с их творчеством.
Ах, да... я из этих, из творческих. У меня даже справка есть, то есть диплом))))))))))
@@@Я не понимаю, решительно не понимаю почему интеллигенции, особенно творческой, приписывают какие-то особые душевные качества и обижаются на нее за то, что не оправдала надежд? Т

Советское наследие. Именно в СССР (а это было унаследовано от дорев. шестидесятников) вполне официально учили, что "художник дальше и глубже видит, чем остальные". Относительно же примеров гениев "консервативной направленности" был готов ответ - они, мол, заблуждаются. Бывает..
Не помню кто, но, на мой взгляд сказал правильно (не дословно): "Мы почему-то всегда забываем, что эти люди просто умеют петь. Образования как правило - ноль, жизненный опыт - портвейн, квартирники и ментовка. Финал - наркота и окно. Что они вообще могут понимать такого, чего вы и я не можем понимать? Какие властители дум, о чем мы вообще?"
Фишка в том что люди с действительно высоким интеллектом и хорошим образованием тоже нередко придерживаются либеральных взглядов. Их все, конечно, нельзя подогнать под определение "Образования как правило - ноль, жизненный опыт - портвейн, квартирники и ментовка. Финал - наркота и окно. ".
Я, разумеется, согласен со всем вами сказанным. Но, на мой взгляд, люди с высоким интеллектом и хорошим образованием предпочитают помалкивать о вещах, в которых разбираются как утка в тяжелом машиностроении; по крайней мере - публично помалкивать. А если конкретно говорить о творческих людях (с которых пошел разговор) - почитайте журнал некоего Сергея Васильевича Лукьяненко. Не знаю, правда, умеет ли он петь.

Edited at 2016-02-18 06:46 pm (UTC)
Вы ошибаетесь, господа-интеллигенты. Талант и гражданская позиция - это как два крыла у гения. Понятно чисто по-человечески, если к руке, дающей пожрать, талант пополз. Пушкин был монархистом, Льва Толстого до сих пор ругают за образ Наполеона, Достоевский написал политический роман "Бесы"- все они гении и у всех была гражданская позиция. А просто суетно бегающие туда-сюда, наверное, пожрать ищут. Не гении они, и слава Богу. А талантов у нас в России много. Каждый третий, идущий по улице, или стихи пишет, или фантастические (или др.) романы, или музыку сочиняет, или что-то иное и удивительное у него есть. А дальше уж как получится: не у всех есть напористость или записочки к нужным людям.)
Как известно, практика - критерий истины. Не успели ещё улечься страсти по Норштейну, как выскочил из-за печки "творческий и интеллигентный" И. Райхельгауз, устроивший безобразную сцену на передаче у В. Соловьёва . С пеной у рта защищая фашистов, сжегших людей в Одессе, он бросался на оппонента буквально с кулаками и чуть ли не нецензурной бранью.
Оказывается, рафинированная интеллигентность у таких людей - тонкая поверхностная плёночка. А чуть колупнёшь - вот тут-то и полезет... противно воняющее содержимое.