О ВТО

Вся проблема с ВТО в том, что мы туда вступали уйму лет, но я до сих пор не могу понять, -- хорошо это или плохо. Никто ничего мне не объясняет и не пытается объяснить. Типа, не моего ума дело. Иногда говорят, что это будет полная катастрофа. Кургинян вот пугает потерей миллионов рабочих мест, напоминая о миллионах расстрелянных при Сталине. Правда, последнюю его двухчасовую тираду о ВТО еще не смотрела.

Кто-то говорит, что все не так страшно. Такого я тоже не могу понять. Ведь, должно быть хорошо, наверное, а не чуть-чуть плохо. А иначе зачем вступать?

В общем, надо разбираться. И то, что русского текста об условиях вступления в ВТО нам официально не предоставили, -- это, конечно, невероятно оскорбительно. Хорошо, что есть добрые люди. Все благодарности вот сюда.

Сам текст (вернее, отрывок, но букв много) можно прочесть под катом
Информация о обязательствах России по вступлению в ВТО
http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_10nov11_e.htm

Для согласия на вступление Россия согласилась принять на себя серию важных обязательств с целью дальнейшего открытия своего торгового режима и ускорения интеграции в мировую экономику. Соглашение предлагает прозрачную и предсказуемую среду для торговли и иностранных инвестиций. Начиная с даты вступления, Российская Федерация обязалась полностью применить все условия ВТО, с правом на несколько переходных периодов (см. детали ниже). Обязательства Российской Федерации будут включать следующее:

Доступ товаров и услуг на рынок
Для вступления Россия заключила 30 двусторонних договоров по доступу на рынок услуг и 57 договоров по доступу товаров.
Доступ товаров на рынок – обязательства по тарифам и квотам

Окончательный юридически обязательный тарифный потолок для Российской Федерации составит 7,8 процента по сравнению со средним показателем для 2011 года в 10 процентов для всех продуктов. Средний тарифный потолок для продукции сельского хозяйства составит 10,8%, ниже, чем текущее среднее в 13,2%. Средний потолок для продукции промышленного производства составит 7,3% против 9,5% сегодня. Россия согласилась снизить свои тарифы на широкий диапазон продуктов. Средние пошлины после завершения снижения тарифов будут такими: 14,9% на молочные продукты (текущий тариф 19,8%) 10,0% на зерновые (текущий тариф 15,1%) 7,1% на масличные семена, жиры и масла (текущий тариф 9,0%) 5,2% на химикалии (текущий тариф 6,5%) 12,0% на автомобили (текущий тариф 15,5%) 6,2% на электромеханические товары (текущий тариф 8,4%) 8% на лес и бумагу (текущий тариф 13,4%) Для хлопка и продуктов информационных технологий тарифы будут снижены до 0 (текущий тариф для IT продуктов 5,4%). Окончательные связанные ставки [максимальные ставки таможенной пошлины на импорт определенного товара, которые зафиксированы в обязательствах страны в рамках ВТО и которые не может быть изменены импортирующей страной в одностороннем порядке; если страна, связавшая ставки своего таможенного тарифа, вводит более высокую ставку, чем связанная, то страны-экспортеры вправе требовать отмены этой ставки или предоставления соответствующей компенсации, напр., в форме снижения страной-импортером таможенного тарифа по другим товарам] таможенных тарифов будут введены сразу после даты вступления на более чем треть позиций, ещё четверть позиций будет окончательно установлена в течение трёх лет. Наиболее длительный переходный период будет для свинины (8 лет), автомобилей (7 лет), вертолётов и гражданских самолётов. Квоты тарифных ставок будут применены к говядине, свинине, птице и некоторым молочным продуктам. Импорт, заходящий на рынок в пределах квоты, будет облагаться тарифами ниже, чем продукт, импортируемый сверх квоты. Тарифы для продуктов в рамках квоты и вне рамок квоты приведены ниже, в скобках вне рамок квоты: Говядина 15% (и 55%) Свинина 0% (и 65%). Тариф для свинины будет заменён плоским максимальным тарифом в 25% с 1 января 2020 года 25% (и 80%) для некоторых продуктов из домашней птицы 10% (и 15%) для некоторых молочных продуктов Размеры некоторых из этих квот также зависят от членов ВТО.
Доступ на рынок услуг

Российская Федерация приняла специфические обязательства [обязательства по обеспечению доступа на внутренний рынок услуг и предоставлению национального режима в рамках Генерального соглашения по торговле услугами, которые распространяются на отдельный сектор или подсектор, выделенный при классификации услуг для целей данного соглашения] в 11 секторах и 116 подсекторах. В сфере телекоммуникаций ограничение на долю иностранного участия (49%) будет снято через 4 года после вступления. Российская Федерация также согласилась на принятие условий базового телекоммуникационного соглашения ВТО. Иностранным страховым компаниям будет позволено создавать отделения через 9 лет после даты вступления. Иностранным банкам будет разрешено создавать филиалы. На долю иностранного капитала в индивидуальных банковских организациях не будет ограничений, но общее участие иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации будет ограничено 50% (не включая иностранный капитал, инвестированный в потенциально приватизированные банки). В сфере транспорта, Российская Федерация приняла обязательства в области морского и дорожного транспорта, включая действительные перевозки грузов и пассажиров. В сфере дистрибуции, Россия после вступления в ВТО позволит компаниям со 100% иностранным капиталом участвовать в оптовой и розничной торговле, а также в сфере франчайзинга.
Экспортные пошлины

Экспортные пошлины будут зафиксированы на более чем 700 позиций, включая некоторые морские продукты (рыбу и ракообразных), минеральные топлива и масла, сыромятные кожи и шкуры, дерево, целлюлозу, бумагу и недрагоценные металлы [медь, свинец, цинк и олово].
Общие обязательства по доступу на рынок

Количественные ограничения импорта, а именно квоты, запреты, разрешения, удовлетворение предварительных требований, условия лицензирования или другие требования или разрешения, которые не могут быть оправданы положениями ВТО, будут сняты и не будут вводиться впредь. Оплата транзитных товарных железнодорожных перевозок с 1 июля 2013 года будет проводиться в соответствии с положениями ВТО. Российская Федерация будет взимать те же железнодорожные тарифы на импортируемые продукты, как и на аналогичные продукты, перевозимые между пунктами внутри страны. Регулируемые транзитные железнодорожные тарифы будут опубликованы до их вступления в силу. Начиная с даты членства, импортёрам алкоголя, лекарств и некоторых продуктов, поддерживающих технологии шифрования, не потребуется лицензия на импорт. После вступления, российская Федерация будет применять Обобщённую схему таможенных преференций для развивающихся и слаборазвитых стран. Эта схема приносит пользу 152 развивающимся и слаборазвитым странам. При работе по этой схеме, пошлина на импорт из развивающихся стран составляет 75% от ставок MFN [наиболее благоприятствуемая нация, режим наибольшего благоприятствования], а на импорт из слаборазвитых стран 0%. Российская Федерация изменит свой тарифный режим для сахара в 2012 году, с прицелом на дальнейшую либерализацию. Ко дню вступления, любые тарифные преференции для космического оборудования будут предоставляться на базе MFN. Для импорта более чем дюжины [так в оригинале] продуктов, поддерживающих технологии шифрования, не будет требоваться лицензия. Список включает приборы цифровой подписи, персональные смарт-карты или беспроводное радиооборудование. Все существующие ограничения на импорт для этих продуктов будут сняты. Никакие новые ограничения, включая экспертные оценки, одобрения и лицензии, применяться не будут. Для продуктов, имеющих отношение к технологии шифрования, и требующих лицензии на импорт, экспертная оценка и утверждение будет проходить только один раз. Товары, включая алкоголь, дерево и мясо, должны будут ввозиться с декларированием и/или через выделенные таможенные посты. Все меры, противоречащие соглашению по ВТО, будут сняты к дате вступления. Российская Федерация не будет вводить таможенные процедуры, зависящие от страны. Российская Федерация будет применять все свои законы, правила и другие меры, регулирующие транзит товаров (включая энергию) в соответствии с положениями GATT [Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле] и ВТО. Все законы и нормы, касающиеся уровня выплат и таможенных пошлин, связанных с транзитом, будут опубликованы после даты вступления,. Российская Федерация обнародует требования для доступа на рынок для филиалов иностранных банков и финансовых фирм в контексте будущих переговоров по вступлению Российской Федерации в OECD [Организация экономического сотрудничества и развития] или в рамках следующего раунда многосторонних торговых переговоров в ВТО. Россия, участвуя в соглашениях по торговым привилегиям в рамках ВТО, будет пользоваться положениями ВТО вне зависимости от того, идёт ли речь об уже принятых положениях, или о тех, которые войдут в силу в будущем.
Соглашение по правительственным закупкам
Российская Федерация намеревается вступить в Соглашение по правительственным закупкам ВТО, и поставит в известность комитет ВТО по правительственным закупкам во время вступления. Россия станет наблюдателем в СПЗ и будет инициировать переговоры по членству в течение 4 лет со дня своего вступления. Российские правительственные учреждения после вступления будут заключать контракты публично.
Промышленные и сельскохозяйственные субсидии
Промышленные субсидии

Российская Федерация отменит все свои программы промышленных субсидий или изменит их таким образом, чтобы любая выделенная субсидия не шла на экспортируемые продукты или не была направлена на преимущественное использование домашних продуктов за счёт импортированных. Российская Федерация передаст список субсидируемых предприятий в ВТО и не будет инициировать применение никаких из положений статей 27 и 28 соглашения ВТО по субсидируемым производствам и компенсационным мерам [государственные меры по защите внутреннего рынка, связанные с проведением компенсационного расследования и введением дополнительных таможенных пошлин на те импортируемые товары, при производстве или экспорте которых использовались государственные субсидии].
Сельскохозяйственные субсидии

Общая сумма поддержки сельского хозяйства, деформирующая торговый баланс, не превысит 9 миллиардов долларов в 2012 году и будет постепенно уменьшена до 4,4 миллиардов долларов к 2018 году. Для предотвращения излишней концентрации поддержки на отдельных продуктах, начиная от даты вступления до 31 декабря 2017 года суммарная ежегодная помощь, направляемая на конкретный продукт, не должна превышать уровень поддержки остальных продуктов более чем на 30%. Все субсидии на сельскохозяйственный экспорт будут отменены. Льготы по НДС, применяемые к некоторым местным сельхозпродуктам, будут отменены после вступления.
Ценообразование в области энергетики
Производители и дистрибьюторы природного газа в России будут функционировать на основании обычных коммерческих интересов, основанных на возврате затрат и получении прибыли. Российская Федерация будет продолжать регулирование цен для домовладений и других некоммерческих потребителей, базируясь на соображениях домашней социальной политики.
Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и технические препятствия к торговле (ТПТ)
Все СФС-меры будут разрабатываться и применяться в Российской Федерации и Таможенном Союзе в соответствии с соглашением ВТО. Российская Федерация обеспечит соответствие всей законодательной базы, касающейся технической регуляции, стандартов и процедур оценки соответствия [проверка независимым лицом соответствия продуктов или деятельности организации установленным правилам, требованиям и стандартам; обычно необходима, если компания хочет выйти на международный рынок и нуждается в подтверждении качества своей продукции; в качестве стандартов обычно используются стандарты ISO] положениям ВТО. Российская Федерация разработает и внедрит международные стандарты по СФС через членство и активное участие в Codex Alimentarius [Продовольственный кодекс, Кодекс по продуктам питания , в переводе с латыни означает законодательство о пищевых продуктах", или "свод норм и правил о пищевых продуктах"; представляет собой свод международных стандартов, правил и рекомендаций, касающихся обеспечения качества продуктов питания, организации процесса производства продуктов питания, функционирования государственной системы обеспечения безопасности продовольственных продуктов и защиты интересов потребителей и др.; разработан при участии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организации здравоохранения], Международной Организации по Здоровью Животных и Международной Конвенции по Защите Растений. Причины приостановления, отмены или отказа от разрешения на импорт должны быть согласованы с международными стандартами, рекомендациями и основными руководящими принципами, а равно и с ВТО СФС соглашением. Российская федерация согласует ветеринарные экспортные сертификаты, включающие требования, отличающиеся от таковых Таможенного Союза, если страна-экспортёр сделает обоснованное заявление согласовать такой сертификат до 1 января 2012 года. Исключая случаи серьёзного риска здоровью животных или людей, Россельхознадзор, Федеральная служба ветеринарного и фитосанитарного контроля не будут приостанавливать импорт на основании результатов инспекций на месте до того, как стране-экспортёру будет предоставлена возможность предложить корректирующие меры. Россельхознадзор должен будет послать предварительный отчёт в соответствующие органы страны-экспортёра для разъяснений. Российская Федерация будет использовать международные стандарты для разработки технических норм, исключая случаи, когда они будут предоставлять неэффективные или неподходящие меры для достижения преследуемых целей. К концу 2015 года обязательные требования для телекоммуникационного оборудования, используемого в общественных сетях, должны быть ограничены до требований, содержащихся в технических условиях, принятых в соответствии с соглашениями Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Российская Федерация будет регулярно обнародовать свой список продуктов, подлежащих обязательной сертификации или сертификации соответствия, а равно и все технические нормы, применяющиеся на её территории (включая Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество) с целью гарантирования того, что они остаются необходимыми для достижения задач Федерации, в соответствии с ТПТ соглашением. Сертифицирующие организации будут заменены единственной национальной сертифицирующей организацией не позже 30 июня 2012 года. Название и другая информация, качающаяся этой организации, будет опубликована на сайте Росстандарта и сайте Комиссии Таможенного Союза.
Инвестиционные меры, связанные с торговлей (TRIM)
[меры, связанные с регулированием инвестиционной деятельности и ограничивающие свободу торговли товарами, в том числе требование, чтобы компании, привлекающие иностранные инвестиции, использовали в производстве товаров определенную долю отечественных компонентов либо поддерживали определенное соотношение между стоимостью импортируемых и экспортируемых товаров] Российская Федерация гарантирует, что все законы, регуляции и другие меры, относящиеся к соглашению по TRIM, будут согласованы с положениями ВТО. Все инвестиционные меры, не согласующиеся в положениями ВТО, включая тарифы-преференции или тарифные исключения, применяемые по отношению к программам инвестирования в промышленность, и любые соглашения, заключённые в их рамках, будут отменены к 1 июля 2018 года. Никакие другие инвестиционные мероприятия, относящиеся к торговле, и несовместимые с соглашениями по ВТО, не могут быть применены после вступления России в ВТО.
Защита коммерческой интеллектуальной собственности
Российская Федерация полностью применит положения соглашения ВТО о коммерческих аспектах интеллектуальной собственности, включая положения по принудительному правоприменению, без какого бы то ни было переходного периода. Российское правительство будет продолжать принимать меры против работы сайтов (на серверах, расположенных в Российской Федерации), которые занимаются незаконным распространением контента, защищённого авторским или смежным правами. Российская Федерация будет расследовать и привлекать к ответственности компании, нелегально распространяющие объекты авторского и смежного права в Интернете. Ко времени вступления в ВТО Российская Федерация введёт в действие все правила Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Прозрачность
Нормы соглашения ВТО будут применены на всей территории Российской Федерации, включая приграничные области, специальные экономические зоны и другие территории, где могут быть установлены особые режимы тарифов, налогов и правил. Все законы, касающиеся торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности должны быть открыто опубликованы, согласно правилам ВТО. Российская Федерация будет регулярно обновлять официальные публикации, включая веб-сайты, и делать законы доступными для изучения членам ВТО, предприятиям и частным лицам. Для улучшения доступа к официальным публикациям, Российская Федерация создаст информационный ресурс, обеспечивающий помощь членам и заинтересованным лицам. Российская Федерация опубликует всё законодательство, регулирующее торговлю товарами, услугами или правами интеллектуальной собственности, до его принятия, и обеспечит разумный период времени, не менее 30 дней, для его изучения и комментирования, исключая экстренные случаи, вопросы национальной безопасности, денежно-кредитной политики, а также меры, публикация которых затруднит правоохранительную деятельность, может нанести ущерб общественному благу, или коммерческому интересу конкретных общественных или частных предприятий. Никакие законы, относящиеся к торговле товарами, услугами или интеллектуальной собственностью, не могут начать действовать до их публикации. Российская Федерация будет предоставлять ежегодный отчёт членам ВТО по развитию её продолжающейся программы приватизации, пока эта программа будет осуществляться. Списки товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, будут опубликованы в Российской Газете, начиная с даты вступления. Россия введёт ценовой контроль на некоторые продукты и услуги, включая природный газ, необработанные бриллианты, водку, водопровод, газопровод, детское питание, лекарства, общественный транспорт и железнодорожный транспорт. Контроль цен не будет использоваться для целей домашнего протекционизма.
Функционирование таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью
Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Беларусью был создан 1 января 2010 года. Все таможенные границы между странами были сняты 1 июля 2011 года. C 1 января 2012 года экономическое пространство трёх государств будет общим. Российская Федерация будет обнародовать любые законы Таможенного Союза перед принятием и будет обеспечивать разумное время для членов ВТО и всех участников для замечаний в соответствующий орган Таможенного Союза.
Следующие шаги
Члены рабочей группы согласились направить пакет документов по вступлению Россию непосредственно на 8 Министерскую конференцию 15-17 декабря 2011 года. Россия должна ратифицировать свой пакет вступительных документов в течение 220 дней со дня министерского решения (до 22 июля 2012 года). Спустя 30 дней после уведомления ВТО о ратификации, Российская Федерация станет полноправным членом организации.
Дополнительная информация о процессе вступления России в ВТО
Российская Федерация подала заявку на вступление в ВТО в 1993 году. Рабочая группа была создана 16-17 июня 1993 года. Первое заседание рабочей группы состоялось в июле 1995. С 1995 года состоялось 31 официальное заседание рабочей группы. Также проходили многочисленные неофициальные встречи. Три посла возглавляли рабочую группу: посол Уильям Россье (Швейцария) с 1995 по 2000, посол Каре Брин (Норвегия) с 2000 по 2003 и посол Стефан Йоханнессон (Исландия) с 2003 по 2011.
Общая статистическая информация о Российской Федерации (по данным статистики ВТО и Всемирного банка)

Основные показатели
Население (тысяч, 2010): 141 750
ВВП (миллионов современных USD, 2010): 1 479 819
Баланс по текущим операциям (миллионов USD, 2010): 71 129
Торговый оборот на душу населения (USD, 2008-2010): 5 279
Отношение торгового оборота к ВВП (2008-2010): 51.5
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего (лет): 69 (2009)
Доля бедных относительно национального уровня бедности (% населения): 11,1% (2006)
Безработица, всего (% от общей рабочей силы): 8,2% (2009)
Выбросы СО2 (метрических тонн на человека): 10,8 (2007)
Место в мировой торговле (2010)
Товары: 12 (экспорт) и 18 (импорт)
Коммерческие услуги: 23 (экспорт) и 16 (импорт)
Торговля товарами (2010)
Экспорт товаров, FOB (миллионов USD): 400 132
Импорт товаров, FOB (миллионов USD): 248 738
Основные направления экспорта:
Европейский Союз (52,2%), Украина (5,8%), Турция (5,1%), Китай (5,1%) и Беларусь (4,5%)
Основные источники импорта: Европейский Союз (38,3%), Китай (15,7%), Украина (5,6%), США (4,5%) и Япония (4,1%)
Основные товары (экспорт и импорт): сельское хозяйство, топливо и полезные ископаемые, товары промышленного производства
Доля в мировом экспорте: 2,63%
Доля в мировом импорте: 1,61%
Торговля услугами (2010)
Экспорт услуг (миллионы USD): 43 961
Импорт услуг (миллионы USD): 70 223
Главные области импорта и экспорта услуг: перевозки
Доля в мировом экспорте: 1.19%
Доля в мировом импорте: 2%

Я довольно много писала об этом. Ничего особенно страшного не произойдет, более того, удалось во многом добиться эксклюзивных условий, которых ранее никому при вступлении в ВТО не предоставляли.
Например?
Настя, а ссылку дай, пожалуйста. Я, наверное, пропустила.
субсидии/дотации отменят, начнут пользоваться налоговыми послаблениями - что для работающих приемлемо, а для попрошаек - беда ... ну вообщем ничего страшного ... зато есть шанс что у нас появятся настоящие страховые компании, а не то что сейчас ...
Статистика в конце интересная. Но мнение автора в посте я не увидел.
А вот лично у меня складывается впечатление, что постсоветские страны берут в ВТО на роль дойных коров. Вот ИМХО. просто как-то слишком активно в последние годы этот процесс пошел.
Мне тоже так кажется. Но я списываю свои ощущения на банальное незнание. Буду сидеть, читать и разбираться.
в первую очередь надо понимать, что это юридический документ.
очень общирный.
очень юридический.
т.е. все последствия будут на самом деле следствиями того, насколько хороши с обоих сторон юристы в выискивании лазеек и обходных путей.
в смысле -- конкретное содержание договора несущественно: при хороших юристах с нашей стороны у нас будет прибыль, при плохих -- убыль. независимо от содержания и факта подписания.
Если в двух словах: в современных условиях России вступление в ВТО выгодно экспортерам (особенно - крупным экспортерам) и невыгодно - компаниям, работающим на отечественный рынок (особенно - небольшим компаниям).
Кто у нас крупные экспортеры - понятно. Это сырьевики, с ними все ясно.
А вот всякие малые производители, работающие на внутренний рынок, загнутся очень быстро, ибо по издержкам никоим образом не смогут сравниться с крупными зарубежными конкурентами.
сырьевикам ВТО по-фигу: оно не регулирует торговлю сырьем, поскольку сырье - биржевой товар. главные лоббисты вступления - металлурги. у них ожидаются тяжелые времена и вступление в ВТО должно их поддержать. главный пострадавший от вступления - Аэрофлот, поскольку он лишается транссибирских пролетных платежей (без этих платежей Аэрофлот убыточен).

что касается малых производителей, то они и так ведут нишевую политику и не конкурируют впрямую с ТНК, а те кто пытался, уже почили.

что касается снижения пошлин, то по сравнению с 2000 годом импорт в России подешевел в 2,5 раза за счет укрепления рубля. такого улучшения условий для импорта не может дать никакое ВТО.
Тут можете ещё частное мнение почитать http://www.vmestepobedim.org/i/vto-tamozhnja/

И такой комментарий с Авантюры про сельское хозяйство

http://www.avanturist.org/forum/topic/1340/message/1393835#msg1393835
Официальная инфа нам кагбэ намекает, что ни на один базовый вид с-х продукции который производится в России импортная пошлина понижена не будет. На банания и ананасы вероятно да, но не на то что у нас произрастает, бегает и хрюкает. Кроме того, как тут уже заметили - уровень финансовой поддержки у нас не упадет ниже того, что сейчас применяется, а в течении ближайших лет может быть еще повышен в 2 раза.
Кроме федеральной финансовой поддержки, т.е. федерального бабла есть еще масса возможностей поддержать свое с-х. Например региональные дотации. На них нет вобще никаких ограничений. Еще вариант - субсидирование тарифов на энергоресурсы - тоже без ограничений.
Не верите официальной инфе - пойдите в интернет и почитайте как крупные производители готовятся к вто, закрывают ли они производства, перепрофилируются или что делают.
Приведу один показательный пример - Мираторг. Они крупнейший импортер мяса в Россию, и кроме того крупный производитель мяса тут у нас. Если бы все было как вы пишите, то они очевидно бы свернули производство и инвестировали бы в расширение импорта. Но вместо этого они начали реализацию инвестпроекта стоимостью 1млрд.долларов на создание мясного (говядина) кластера - т.е. они не мясо сюда завозят, а племенные стада, фермы строят и т.п. По поводу других - можете походить по сайтам и почитать в разделах инвестиции. Откроете для себя много нового.
Крайне мало вероятно, что владельцы таких бизнесов тупее мегаоналитега Кургиняна с его терминами типа "сдали". Я кстати думал что только в хохляндии такой термин применяется публичными лицами в отношении своей страны, но нет и у нас нашелся хорек ))



Edited at 2012-07-15 12:17 pm (UTC)
По-моему, это один из сложных практических вопросов, по которым публицистам неправильно пытаться высказаться самостоятельно. Требеутеся взвесить множество плюсов и минусов, и не просто разбираться во многом специальном, но и иметь доступ к информации.

Вступление не однозначное зло, и не однозначное добро.
Выше уже дали ссылку на доклад Кургиняна. Рискну предложить ознакомиться. Хоть есть мнение что Сергей Ервандыч тронутый, но он там не фантазирует особо, а просто зачитывает пункты договора. Самое интересное тут не в цифрах, а в механизмах принятия решений. И выглядит это как кошмар и конец суверенного государства.
(если кто-то захочет смотреть, то мотайте на сороковую минуту. До этого там обычная проповедь)
Да всё просто. Это как ещё один шаг во взрослую жизнь - страшновато и шишек можно набить, но перспективы открываются прежде немыслимые.
Я думаю -это неизбежно.
У России два пути - пойти по пути интеграции в мировое сообщество, либо изоляция. Изоляция на мой взгляд - плохо. Это путь Северной Кореи, Китая, Кубы.

Надо умудриться с энтузиазмом запрыгивать на корму корабля, нос которого уже ушел под воду. Наша, русская забава, это да... Вечная потребность в подвиге, так сказать
точно, логичнее создавать свою торговую структуру типа ВТО совместно со странами БРИКС и тащить туда всех, доверия к ней будет больше
Будем надеятся, что Путин не предатель, в отличие от либералов 90-ых, да и нынешних, и все условия ВТО выторговал, какие надо.
Увы, от Путина тут мало что зависит - лучший способ не проиграть последнюю рубаху карточному шулеру это вообще не садиться играть с ним.