О мифотворчестве

Наткнулась у Иры Любарской (в связи с обсуждением утомленных "Солнечным ударом") на отсылку к известной фразе: "Пастернака не читал, но осуждаю".

Вспомнила, что хотела написать о ней. По-моему, это такой же исторический казус, как и знаменитое "В СССР секса нет". Да и как фраза о последнем прибежище негодяя. То есть, фразы, неловко сказанные или вырванные из контекста.

Я подумала, что короткую реплику о Пастернаке, видимо, следует читать совсем иначе. "Пастернака я не читал, не знаю, какой он поэт и писатель, может быть, гений, а вот его гражданскую позицию я осуждаю - оставив его заслуги за скобками".

Полезла искать первоисточник - и верно, чутье не подвело. Нигде фраза "не читал, но осуждаю" не встречается. Нет такого варианта. Есть близкие, но все они никак не отностятся к формуле "книгу не читал, но ее содержание осуждаю". Нет, осуждается поступок Пастернака (публикация романа на Западе) - отдельно от художественных достоинств. "Народное возмущение" в газетах - такое же осуждение "антисоветских взглядов" автора, без привязки к роману.

Надо сказать, что история с Пастернаком безобразна сама по себе. От начала до конца. Запад использовал роман Бориса Леонидовича в качестве ударного орудия пропаганды (о чем нам как-то не особо рассказывали, да?), публикацией и распространением романа занималось ЦРУ. Это рассматривалось как отдельная спецоперация, экземпляры романа раздавали советским туристам на международной ярмарке в Брюсселе. Роман активно переводили на разные языки, он был рекомендован к распространению в странах Восточного блока. (Теперь расскажите мне о теории заговора, ага).

Советская идеологическая машина вынуждена была отвечать, само собой. О судьбе самого Пастернака при этом уже никто не думал. Собственно, если бы советские идеологи были чуть разумнее, если бы роман был сразу напечатан в СССР, то и скандала бы не было, но и Нобелевки, скорее всего.

Но даже на фоне всего этого конфликта фраза "не читал, но осуждаю" остается вишенкой на тортике. Не могли наши освободители даже тут не передернуть, не приписать оппонентам лживую глупость. Мемы работали уже тогда.

А сейчас все как закольцевалось. Теперь уже сами освободители, как у Иры и сказано, фильма Михалкова смотреть не хотят, но осуждают его по рецензиям, только треск стоит.

Вероятно, это чья-то острота, обращённая в мем.
"...хорошие сапоги, надо брать"
(Anonymous)
Другая разновидность одной и той же крайности. У Михалкова - харизмы на три Китая. Соответственно-он хороший пропагандист, как актер и режиссер он скорее провокатор - поэтому такие бурления. Почему-то в связи с этой темой вспоминается Солженицын-писатель он может и не идеальный, но журналист первоклассный-умеет работать с материалом - подать так,чтобы зацепило. А по поводу собственно таланта и искусства - почему "Собачье сердце" Бортко-гениальный фильм, а его же "Мастер и Маргарита"-провал? И снова поминая всуе Макаревича-как из глупого скворца получился "Макароныч"? Какая-то связь между сознанием и бытием существует-но какая? Явно не прямая зависимость.
Re: "...хорошие сапоги, надо брать"
=а его же "Мастер и Маргарита"-провал=
Это субъективно, или обсуждению не подлежит?
Re: "...хорошие сапоги, надо брать"
(Anonymous)
Не только субъективно, но и относительно-по сравнению с его же более ранней экранизацией Булгакова, которую он творчески дополнил и расширил имхо, и по сравнению с оригиналом Булгакова-хотя можно встретить критику и самого романа- за московскую местечковость. Субъективность на эмоциональном уровне-просто нравится, когда мораль читаешь между строк, и тебя не кормят ею "суповой ложкой", по выражению Набокова.
Re: "...хорошие сапоги, надо брать"
В "Тарас Бульба" моралью кормят экскаваторным ковшом. А "Мастер и Маргарита" добротный отечественный сериал, снятый не "по мотивам", а, практически, буквально по литературному первоисточнику, без особой зауми, но с хорошими актерами, чувством времени и меры. Скажем так, меня он не нервировал бездарной халтурой и высосанным из пальца сюжетом, чем так славятся российские новоделы.
Re: "...хорошие сапоги, надо брать"
(Anonymous)
В фильме "Тарас Бульба" Гоголя кошмарят в творческом угаре. В сериале "Мастер и Маргарита" Булгакова тихо сливают.
Махрентий просто окончательно переключился на троллинг патриотической общественности, но не все успели заметить :)
(Anonymous)
Троллинг патриотов начинается в детстве с вопроса "Кого ты больше любишь-маму или папу?"
(Anonymous)
Вспомнила! О где же эти пчелы!:)
это как с огромным количеством пословиц.
в ходу первая половина, а вторую, в корне меняющую смысл, забыли.

курочка по зернышку клюет
(а весь двор в говне)

рыбак рыбака видит издалека
(потому стороной обходит)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Это вообще печально.
Со всех сторон: искажение фактов, подтасовки, передергивание, а иногда и откровенная демагогия. Информационная война кипит со страшной силой. Иногда возникает подозрение, что доверять можно только учебникам по естественным дисциплинам и, частично, статистическим данным.
Реальной дискуссии - ноль. Аргументы, логика никому не нужны. Все встали на свои позиции и такое впечатление, что только атомное оружие сможет сдвинуть их оттуда.
"Фидель отодвинул стул. Затем гордо поглядел на свою работу. Я прочел короткое всеобъемлющее ругательство.
- Вот, - сказал он, - крик души!".
Re: Это вообще печально.
(Anonymous)
О.И.Сенковский "Теория образованной беседы"-старая методичка для чайников по правилам ведения информационной войны.
Когда обрубают фразу, этим не только искажая смысл, но внося какой-то оттенок абсурда, юмора - то такая модернизация принимается народом охотнее, нежели первоисточник.

В СССР секса не было - талдычит эта женщина всем уже 30 лет, что она сказала так: "В СССР секса не было на телевидении".
(Anonymous)
Не делайте из секса культ (хотя бы на телевидении)-хотелось бы потрандычать вдогонку этой женщине
Mea culpa
(Anonymous)
смотрела такой же отрезанный ролик. Не осуждаю. Мы все живем в отрывках-опять из методичек Сенковского. Просто хочется понять-где та мера, черта, когда лучше остановиться и промолчать.
Re: Mea culpa
Культ секса навязывала другая сторона - аудитория из США.
Re: Mea culpa
(Anonymous)
Культ секса-один из древнейших культов человечества. Поддерживать его или опровергать - личное дело вкуса. Просто запретный плод сладок, а пропагандируемый -вызывает отторжение. Все дело в чувстве меры- с обеих сторон.
Re: Mea culpa
Не навязывала, а возмущалась. Вы точно тот телемост смотрели?
Да нет, не такое уж это и и передёргивание.

"Литературная газета", 1 ноября 1958:
"ЛЯГУШКА В БОЛОТЕ
Что за оказия? Газеты пишут про какого-то Пастернака. Будто бы есть такой писатель. Ничего я о нем до сих пор не знал, никогда его книг не читал. А я люблю нашу литературу - и классическую, и советскую. Люблю Александра Фадеева, люблю Николая Островского. Их произведения делают нас сильными....
Много у нас хороших писателей. Это наши друзья и учителя. А кто такой Пастернак! Читателям его произведений видно, что Октябрьская революция ему не по душе. Так это же не писатель, а белогвардеец. Мы-то, советские люди, твердо знаем, что после Октябрьской революции воспрянул род людской....
Допустим, лягушка недовольна и еще квакает. А мне, строителю, слушать ее некогда. Мы делом заняты. Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше.
ФИЛИПП ВАСИЛЬЦОВ, старший машинист экскаватора"

А теперь внимание, вопрос. Откуда товарищ Васильцов знал об антисоветских взглядах Пастернака? Когда Пастернак ПУБЛИЧНО высказывал взгляды белогвардейца? Такого не было. И никаким белогвардейцем Пастернак никогда не был. Это компетентные товарищи подсказали машинисту, что роман антисоветский. Короче, советская идеологическая машина во всём своём великолепии.
Изобретем свое колесо
(Anonymous)
Вы открыли для меня Америку. Странное чувство дежавю-что-то напоминает-где-то слышала.А! Точно-Псаки. Тьфу. Новодворская!
Re: Изобретем свое колесо
Я честно привёл полный текст. Я не знаю как нормальные люди жили в том обществе.
Re: Изобретем свое колесо
(Anonymous)
Нормально жили. Да и сейчас живут. как мы с Вами.
Киноведческое
Пользователь whiteferz сослался на вашу запись в своей записи «Киноведческое» в контексте: [...] его просмотра. Однако при этом уважаемая френдесса грамотно разобрала мем "не читал, но осуждаю" [...]
"Вишенка на торте"
Сергей Смирнов (дедушка Авдотьи Смирновой):
"31 октября 1958 г. по поводу вручения Нобелевской премии Пастернаку председательствующий на Общемосковском собрании писателей СССР Сергей Смирнов сказал:
Нельзя не упомянуть, что, в отличие от других, Нобелевские премии по литературе все чаще идут из политических соображений, ничего не имеющих общего с литературой.
Я вам напомню, они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
Премия по литературе была присуждена такому врагу советского народа, как В. Черчилль. Премия Нобеля была присуждена фашиствующему французскому писателю Камю, который во Франции очень мало известен, а морально представляет личность, рядом с которой никогда не сядет ни один порядочный писатель. Это Камю прислал дружескую телеграмму Б. Пастернаку. <…>
Я вспоминаю, как норвежский народ казнил писателя Кнута Гамсуна, который перешел на сторону немцев в годы немецкой оккупации, когда в отгороженный забором его дом летели его сочинения! Народ показывал ему, что не желает держать в руках его книги.
Мне кажется, что достоин такой гражданской казни и Б. Пастернак, и кажется, что нам следует обратиться к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства! (Аплодисменты)."