(no subject)

Все новости - о Кемерово.

Пятьдесят три человека погибли, ещё 16 по-прежнему считаются пропавшими без вести. Это последние данные, но, к несчастью, вряд ли они тоже окончательны.

Подобные трагедии для общества не проходят бесследно. Каждая откладывается где-то глубоко, продолжает ныть, пусть и очень слабо.

Людям очень легко поставить себя на место жертв и пострадавших. Когда мы садимся в самолёт, мы хотя бы в глубине души понимаем, что путешествие по воздуху - опасное дело. Всякое может произойти. Но в ресторанах, в развлекательных центрах, в музеях и театрах мы расслабляемся. Это места безопасные. Ничего там произойти не может. Не должно, во всяком случае.

Хотя статистика говорит нам, что самое опасное место для человека - его собственный дом, а поездка на автомобиле опаснее полета на самолете, но всё это абстрактные цифры, а цифры на ощущения не влияют.

Стадии отрицания в таких случаях практически нет - что тут отрицать? Сразу гнев. Нужны виноватые, нужно кого-то немедленно сбросить на штыки, снять с должности, посадить, расстрелять. Нужно что-нибудь обличить - часто в соответствии с мировоззрением. Виноват капитализм и бездушные собственники. А когда горела гостиница "Россия" в 1977 году, был виноват социализм и собственники душевные?

Я понимаю всех, но наша (часто и моя собственная) реакция на такое горе меня удручает. В первые дни надо бы основное внимание обратить на пострадавших. Там же дикая концентрация горя. Никакие показательные казни боль не ослабят, никого не вернут. Наоборот, поддерживая и распаляя гнев, мы только хуже делаем. Не успокаиваем (хотя бы чуть-чуть), а провоцируем взрыв.

Кого прямо сейчас увольнять, кого наказывать? Ещё работают люди, система и должна работать. Все выводы потом. Вместо этого - слухи, все сразу эксперты, журналисты распространяют любые слухи как достоверную информацию, хотя даже специалистам на месте ещё не понятно ничего. И так каждый раз (к несчастью, у нас есть этот каждый раз).

Вместо этого хотелось бы, чтобы страна демонстрировала в такие минуты прежде всего любовь. К тем, кто потерял близких, к тем, кто в больницах, к тем, кто там был. Это ведь наши общие дети. Это наши близкие. Их боль - это наша боль тоже. Мы ощущаем такую же боль, мы молимся за них, мы рядом и готовы оказать любую помощь, которая потребуется.

Вместо этого мы топаем ногами, требуем голов на блюде. Как это сейчас поможет? Вокруг и без того полно доброжелателей, готовых плеснуть бензину в костерок.

Значит ли это, что не надо делать выводов, что виноватых нет? Нет, не значит. Но дайте хотя бы девять дней пройдет. А у нас проходит девять дней, и все всё забывают. Новые события.

Чего хочется-то? Чтобы такого никогда не было, чтобы такого не повторялось никогда. Наказание - только часть этого процесса, не самая существенная.

У нас миллионы автомобилей в стране. Любой водитель (и вы лично) завтра можете стать причиной трагедии. Если вы себе скажете "я прекрасно вожу, я точно не стану" - вы уже сделали первый шаг к ужасному. Но посадки виновных не могут существенно снизить число автокатастроф. Может только планомерная работа: состояние дорог, разметка, отбойники, состояние автопарка, мода на соблюдение правил, а не обсуждение того, кто с каким спокойствием держит двести "на приличной трассе".

Мы живем в сложном мире. В мире технологий. Безопасность - это забота каждого дня. Сегодня проверят все ТЦ. А позавчера проверяли все ночные клубы. А завтра что? Придется проверять все выставочные площадки? Или крытые катки, или любое другое место массового скопления людей?

Это должно быть ежедневной заботой.

Но пока я об этом не хочу говорить. Я потом об этом скажу. Обязательно.

Пока я просто плачу. И молюсь за тех, кто потерял своих детей. Это самое страшное, что может произойти с нами в нашей жизни. Это неизлечимо. Дай Бог найти хоть какую-то опору, хоть какие-то силы, чтобы жить дальше.

Обидно, что мы не научились многому. Что телевидение реагирует не сразу - не снимает развлекательных передач, не убирает рекламу. А ведь это тоже момент солидарности для всех.

Плохо, что сразу власти начинают говорить о компенсациях, как будто откупаются. Как будто деньги в такие минуты что-то значат. Не говорите об этом, это по умолчанию должно быть. Автоматом. Идите к людям в первую очередь, не давайте пресс-конференций.

Общенациональный траур не должен механически зависить от числа погибших. Какие бы там директивы (или неписаные правила) не существовали. Люди на интуитивном уровне понимают, когда происходит трагедия национального масштаба. Почему чиновники не понимают?

Так вот, это она сейчас. Я так чувствую. Окружающие так чувствуют. Наш траур и без того общенациональный, властям бы тут быть вместе с обществом.

Царствие Небесное всем погибшим.
Кого вы выгораживаете и зачем? Вот как раз от ваших соболезнований и молений родственникам ни жарко, ни холодно. Дошло до того, что ракеты святой водой кропят, а они валятся почему-то. Не прониклись, значит.

Тогда как от выяснения, кто виноват, и что делать в практическом плане - прямая польза обществу: не будет трагедий, не нужно будет бить бесполезные поклоны. А виноваты как всегдв две основные гидры: жадность и глупость. И нечего их оправдывать.

В СССР в лучшие его времена с технологической дисциплиной было намного жестче, и подобные вещи случались на порядок реже, пока все ее пошло вразнос во второй половине 80-х. В СССР было много недостатков, но только не наплевательское отношение к людям. Из происшествий делались выводы. А сейчас не делается ничего: выплатили компенсацию - списали на издержки. Рынок, чо. Погнали дальше бабки делать.
С чем в СССР было "намного жестче", так это с умением всё скрывать.
Ни единого писка в прессе и по ящику не раздавалось, даже если погибала куча народу. В 1961 году когда в Киеве дамбу прорвало и до полутора тысяч человек погибло - так даже междугороднюю телефонную связь отключили, чтобы люди своей родне этот страшный "секрет" не разболтали, а погибших хоронили под разными датами на памятниках - чтобы ни-ни!

Помню, бегаем мы кросс на физ-ре то ли 26-го, то ли 27-го апреля 1986 года, остановились передохнуть, и один мой одноклассник говорит, что "голоса" передают про какую-то аварию, про радиоактивное облако уже где-то над Скандинавией. Разумеется, по нашему "ящику" ещё ничего внятного не произнесли. А ведь это уже "гласность" вовсю разворачивалась...
Зато сейчас полная свобода слова: журналисты изголяются, показывают кадры посочнее. Тьфу, мерзость.

Edited at 2018-03-26 07:03 am (UTC)
И с этим тоже согласен - другая крайность. И мерзость. Ведь не ради помощи или сочувствия, а ради "картинки" и пиара, пляска на костях...
Я ждала этого довода. Была уверена, что его заявят. Вот скажите мне, как публичность катастроф соотносится с их общим количеством? И что лучше: одна сокрытая от публики или 10 широко известных? Да, скрывать нехорошо, но скрывают асе по тем или иным причинам. Посмотрите старый американский фильм с молодой Шер в одной из главных ролей. Сюжет заключается в борьбе профсоюза АЭС с собственниками и управляющими, использующими технологии, разрушающие здоровое рабочих и окружающую среду. Они тоже очень старались, чтобы всё было шито-крыто.

Ещё раз: это разные вопросы: общее удельное число аварий и катастроф и политика их расследования и устранения причин.

Edited at 2018-03-26 09:16 am (UTC)
-- Вот скажите мне, как публичность катастроф соотносится с их общим количеством? И что лучше: одна сокрытая от публики или 10 широко известных?

Я ждал этого вопроса. Не ожидал только аргумента "одна сокрытая на 10 широко известных" - неужели вы в это верите?
В СССР регулярно горели дома, падали (как и везде) пассажирские самолеты, как минимум по нескольку штук в год, но это было абсолютной тайной для всех, кроме спецов и родственников погибших.
А теперь пенсионеры возмущаются: "да что же это за безобразие, то и дело самолеты разбиваются, вот в наше время такого не было!"

Приведу статистику - наугад, неполную, в самое "золотое время" середина 70-х - за три года:

1975 год:
10 марта
трагически закончился хоккейный матч между советскими и канадскими юниорами во Дворце спорта «Сокольники» в Москве. Большинство выходов было закрыто и в возникшей после матча давке 21 чел. погиб, 25 получили увечья. Хотя существует и другая версия возникновения давки: после игры канадцы захотели сделать зрителям приятное и стали кидать им жвачку из окон автобусов.
15 июля
в районе г. Батуми (Аджарская АССР) столкнулся с горой Мтирала самолёт «Як-40». Погиб 41 чел.
15 августа
близ г. Красноводск (Туркменская ССР) попал в нисходящий ветровой сдвиг и разбился в горах самолёт «Як-40». Погибли 23 чел.
4 сентября
железнодорожная авария на ст. Купавна (Московская область): товарный состав с песком на полной скорости взрезался в бок пассажирского электропоезда. От удара сильно пострадала платформа и люди, находящиеся на ней. Погиб 31 чел., 120 раненых. Движение от Купавны до Фрязева восстановили через 5 дней, в промежутке электрички подменялись автобусами.
16 сентября
авария канализации на ЧПО «Химпром» (г. Новочебоксарск Чувашской АССР), где с 1972 производилось химическое оружие 2-го поколения. Попадание промышленных стоков в р. Цивиль привело к массовой гибели рыбы на большом участке Волги.
22 октября
при заходе на посадку в г. Новгород самолёт «Як-40» пролетел аэропорт, прошёл над городским проспектом и столкнулся с 4-этажным жилым домом, после чего загорелся. Обрушилась часть дома, сгорели находившиеся на проезжей части автомашины. Погибли 11 чел.
17 ноября
во время снижения близ Гали (Грузинская ССР) столкнулся с холмом самолёт «Ан-24 РВ». Погибли 38 чел.
20 ноября
при заходе на посадку близ г. Харьков (Украинская ССР) из-за ошибки диспетчера потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». Погибли 19 чел.
30 ноября
частичное разрушение активной зоны реактора на 1-м блоке Ленинградской атомной электростанции (г. Сосновый Бор). В окружающую среду выброшено около 1,5 млн. Ки высокоактивных радионуклидов. Жители прилегающих территорий не были оповещены об опасности. Это был инцидент 3-го уровня по шкале INES.
+
* авария (течь 1-го контура) на атомной подводной лодке «К-172» в Северной Атлантике.
* авария ППУ на атомной подводной лодке «К-23» в Тихом океане.

(см. продолжение)
1976
3 января
вскоре после вылета из Москвы из-за отказа приборов потерпел крушение самолёт «Ту-124 В». Обломками разрушено несколько домов в дер. Санино. Погибло 87 чел.
9 февраля
сразу после вылета из аэропорта г. Иркутск потерпел крушение самолёт «Ту-104 А». Погибли 24 чел.
16 февраля
* у станции Югла Прибалтийской железной дороги (Латвийская ССР) скорый поезд Ленинград—Рига столкнулся с 2 сцепленными маневровыми локомотивами. Трагедия произошла из-за ошибки служащих железной дороги: дежурный по станции, видя возможность катастрофы, стал отдавать приказы стрелочникам на двух постах. Но на одном из постов работал человек, говоривший только по-латышски, а на другом — только по-русски. В результате погибли 46 чел., 6 получили тяжёлые ранения, пострадали ещё 55.
5 марта
близ населённого пункта Верхняя Хава (Воронежская область) из-за отказа аппаратуры и дезориентации экипажа разбился самолёт «Ил-18 Е». Погибло 111 чел.
Апрель
большой пожар на Барнаульском шинном заводе (Алтайский край), бушевавший всю ночь до утра. Причиной возгорания стало короткое замыкание электросети. Жертв не было, но заводу нанесён колоссальный ущерб.
15 мая
во время полёта близ г. Чернигов (Украинская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 РВ». Причина — попал в спутный след истребителя «МиГ», пилот которого вышел из отведенной для пилотажа зоны и вошёл на гражданскую трассу. Погибли 52 чел.
1 июня
в Экваториальной Гвинее, близ Малабо, отклонился от курса и столкнулся с горой Сан-Карлос советский самолёт «Ту-154 А». Версии происшествия: нападение на экипаж или отказ курсовой системы. Погибли 45 чел.
5 августа
советский военный самолёт-pазведчик, возвpащаясь с Кубы, упал в океан у острова Hьюфаундленд. Экипаж погиб.
23 августа
утечка 38 т жидкого хлора из незакрытого вентиля цистерны на ПО «Сода» (г. Березники Пермской области). Радиус опасной зоны составил 1 км. Пострадало 27 чел., из них 2 погибло.
Сентябрь
в г. Ереван (Армянская ССР) с плотины водохранилища сорвался троллейбус, в котором находилось почти 30 чел. Из-за нападения одного из пассажиров на водителя он потерял управление и упал на дно глубиной 10 м. Рекордсмен мира по плаванию Ш. Карапетян, ныряя за пассажирами, спас 20 чел.
9 сентября
над Черноморским побережьем Кавказа, близ г. Анапа, в воздухе столкнулись следовавшие встречными курсами самолёты «Як-40» и «Ан-24 РВ». В целом погибли 70 чел.
24 сентября
на подводной лодке «К47», находившейся на боевом дежурстве в Северной Атлантике, возник пожар. Погибли 3 чел.
26 сентября
в г. Новосибирск пилот самолёта «Ан-2» совершил несанкционированный полёт и протаранил многоэтажный жилой дом. При столкновении и в результате вспыхнувшего пожара погибли сам пилот и 11 жильцов дома. По имеющимся данным, пилот намеревался таким образом расправиться с оставившей его женой.
18 октября
из-за аварии ГЭУ на подводной лодке «К-387», находившейся в Баренцевом море, погибли 2 моряка.
28 ноября
вскоре после вылета из аэропорта «Шереметьево» (Москва) потерял управление из-за отказа бортовой аппаратуры и потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». Погибли 72 чел.
17 декабря
близ аэропорта «Жуляны» (г. Киев Украинской ССР) в условиях плохой лётной погоды разбился самолёт «Ан-24». Погибли 48 из 55 находившихся на борту чел.
* боевой самолёт вpезался под г. Владивосток в пассажиpский автобус. Жеpтвы — 10 чел.

(см. продолжение)
1977

13 января
при заходе на посадку в аэропорту г. Алма-Ата (Казахская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ту-104». Причина — пожар первого двигателя, повлёкший за собой взрыв. Погибли 96 чел.
16 января
на находившейся в Тихом океане подводной лодке «К-115» возник пожар. От ожогов погиб 1 чел.
15 февраля
при заходе на посадку в аэропорту г. Минеральные Воды разбился самолёт «Ил-18», летевший из г. Ташкент. Погибли 77 чел.
25 февраля
пожар в гостинице «Россия» (Москва). Возник на 5 этаже здания по до конца не установленной причине. В тушении участвовали 1400 пожарных, использованы 143 пожарные машины. Итог: 42 чел. погибли, в т.ч. 13 пожарных.
30 марта
близ г. Жданов (Украинская ССР) при заходе на посадку потерпел катастрофу самолёт «Як-40». Причина — ошибки экипажа и плохие погодные условия. Погибли 8 из 27 пассажиров и членов экипажа.
2 мая
в районе г. Минск (Белорусская ССР) пассажирский поезд №280 Гродно—Орша на полной скорости врезался в стоящую у плаформы Крыжовка пригородную электричку. Причина — неисправность автоблокировки. При столкновении последний вагон электрички почти полностью уничтожен, предпоследний испытал сильную деформацию. Погибло 22 чел., ранено 82, из них 18 — тяжело.
7 мая
в Свердловской области (18 км южнее г. Тавда), во время группового перелёта при погоде ниже минимума столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу 2 самолёта «Ан-2». О количестве жертв сведений нет.
27 мая
при заходе на посадку в аэропорту Гаваны (Куба) разбился самолёт «Ил-62», летевший из Москвы. Самолёт задел крылом опору ЛЭП и рухнул на землю. Погибли 9 членов экипажа, 59 из 61 пассажира и 1 чел. на земле.
27 февраля
в вагоне-ресторане поезда «Юность» сообщением Москва—Ленинград произошёл пожар с тяжёлыми последствиями, вызванный, видимо, небрежностью нетрезвой официантки. От огня и удушливого дыма погибло 17 человек. По событиям снят фильм «34-й скорый» (1981).
1 августа
при тушении пожара, возникшего на борту танкера «ТН-602», стоявшего под разгрузкой у Сормовской нефтебазы (г. Горький) в результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 членов экипажа, 28 чел., находившиеся на берегу, получили сильные ожоги и ранения, 15 пожарных госпитализированы. Танкер разорвало надвое, кормовая часть затонула, горящий бензин выброшен на причал. Эксперты установили, что причиной взрыва стала сильная концентрация горючих этилированных газов в незаполненных ёмкостях.
17 августа
обрушение опор надземного пешеходного перехода-виадука через железнодорожные пути на станции в г. Пушкино (Московская область). Мост дореволюционной постройки, почти полвека простоявший без капитального ремонта, рухнул под тяжестью пассажиров. 28 чел. погибло, 165 пострадало.
9 декабря
близ пос. Тарко-Сале (Тюменская область) после взлёта в тёмное время суток упал в тайгу самолёт «Ан-24РВ». Погибли 17 чел.
28 декабря
на подводной лодке «К-171», находившейся в Тихом океане, из-за аварии погибли 3 чел., в том числе командир лодки Ю.И. Топтунов.
+* расплавление 50% тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 2-м блоке Белоярской атомной электростанции (Урал). Ремонт, сопровождающийся переоблучением персонала, длился около года.
Что вы хотите доказать этими списками? Я разве где-то утверждала, что в СССР совсем не было аварий, пожаров и катастроф? Ну я вам могу привести список из США - правда, о них в русскоязычном сегменте нет такой стройной информации, но аварий и катастроф там было в указанный период полным полно. И это при том, что сравнивать надо бы корректные периоды развития соответствующих отраслей: скажем, в авиации 70-е годы СССР - это где-то 60-е США.

Но я говорила о другом, утверждая, что тогда было меньше подобных инцидентов и трагедий, вызванных нарушениями технологической дисциплины, безграмотностью или, извините, экономией денежных средств на системах безопасности и коррупцией, когда по бумажкам у всех всё идеально, а по жизни - преступно. Недостаточность знаний и неразвитость технологий, природные стихии - это совсем другое дело. Нельзя смешивать аварии, вызванные проблемой становления некой области знаний или форс-мажором, с авариями, причиной которых стала экономия на безопасности или безответственность и наплевательство. Если бы на ТЦ упал астероид и весь его разрушил, вопросов ни к кому бы не возникло, но причины-то такого количества жертв совершенно другие.

Edited at 2018-03-26 12:59 pm (UTC)
-- "Что вы хотите доказать этими списками? Я разве где-то утверждала, что в СССР совсем не было аварий, пожаров и катастроф?"

Я ответил (для Вас и для всех читателей) на ваш довод:

"Вот скажите мне, как публичность катастроф соотносится с их общим количеством? И что лучше: одна сокрытая от публики или 10 широко известных?"

Этим списком я убедительно продемонстрировал, что ни о каком соотношении 1/10 числа аварий в СССР и в современной России и речи идти не может.

Это число было чистой условностью, а не утверждением о факте.
27-го апреля 1986 года
А мы в песочнице играли на улице.

Смотрим, идут три серьезные тетки. В обычной, деловой одежде, кстати. У центральной в руках прибор, а за ним длинный черный провод волочится.

Ни жадность, ни глупость вы быстро, к сожалению, не поборете.
Из семи крупнейших пожаров в России за 100 лет шесть случились при капитализме. Невидимая рука рынка. Извините.
Господи, упокой души их и дай сил жить дальше их родным и близким...